Обрыв ремня ГРМ и возможные последствия — причины, симптомы, ремонт

Назначение ремня ГРМ

Ремень ГРМ – это важный элемент, отвечающий за синхронную и слаженную работу распределительного и коленчатого валов двигателя внутреннего сгорания. Деталь отвечает за функцию своевременного открытия и закрытия клапанов. Полностью исправный ремень поворачивает распределительный вал в строго заданном темпе – ровно в два раза медленнее, чем оборачивается коленчатый вал. В процессе вращения распределительного вала в цилиндры двигателя подается топливовоздушная смесь (ТВС), а отработанные газы выводятся через выхлопную систему. Обрыв ремня ГРМ сбивают весь нормальный цикл работы силового узла, и может привести к серьезным последствиям.

Ременной привод был внедрен производителями в целях выпуска более легких и дешевых автомобильных двигателей. Вместе с этим, в значительной степени был уменьшен шум работающего мотора. Но за все расплачивались рядовые потребители. Нововведения в плане установки ремня газораспределительного механизма принесли проблемы в обслуживании и замене. Эксплуатационный срок ременного привода гораздо ниже, и при его эксплуатации следует постоянно «мониторить» его состояние и натяжение.

Конструкторами подразумевалось то, что сам ремень механизма газораспределения должен одновременно обладать и высокой прочностью, которая близка к цепи, и быть вполне эластичным и износостойким. В результате конструкторских «потуг» и появилась трехслойная конструкция ремня ГРМ.

Модификации ремней

Со времени изобретения автомобиля разработчиками предлагались разные виды ГРМ. Ремни механизма в разное время производились из разных материалов и в разных вариациях:

  • кожаное изделие;
  • металлическая цепь;
  • металлизированная модификация, имеющая резиновую основу, которая сегодня используется на автомобилях всех типов и различных производителей.

ремень грм
Ремень газораспределительного механизма

К бесспорным плюсам современных ремней ГРМ относится:

  1. Простота использования.
  2. Надёжность конструкции.
  3. Приемлемая цена.

Металлическая цепь отличается высокой стоимостью и сложностью конструкции, а потому в бюджетных автомобилях ремень данного типа практически не используется. Образцы из кожи имеют небольшой период эксплуатации и, невзирая на минимальную стоимость, популярности у современных автомобилистов не имеют.

5 лучших ремней

  1. Bosch. 

    Эта компания занимается производством не только бытовой техники, но и качественных автозапчастей. Их приводы ГРМ отличаются высокой износоустойчивостью и относительно недорогой ценой.

    При бережной эксплуатации двигателя привод данной марки не порвется до прохождения шестидесяти тысяч километров.

  2. Lemforder. 

    В ассортименте Lemforder есть приводы для любой марки двигателя, выпущенного с 1997 года. Это немецкая торговая марка. В последние годы Lemforder начали сотрудничать с корейским производством, что еще более расширило их ассортимент. Чтобы подобрать нужный ремень газораспределительного механизма, есть вин-код.

  3. Gates. 

    Производство этих приводов осуществляется непосредственно в Европе, поэтому их качество лучше, чем у других марок. Они используются автопроизводителями для комплектации новых автомобилей. Также их можно приобрести в качестве автозапчастей. Надежность и долговечность этих приводов исключительна.

  4. Contitech. 

    Производитель покрышек Continental создал бренд Contitech в качестве ответвления от основной марки. Их комплектующие используются как при производстве автомобилей, так и попадают на рынок автозапчастей. На большинство марок и моделей машин можно подобрать ремень Contitech.

  5. AMD. 

    Ремни этой марки продаются в комплекте с роликами, что очень удобно. Во-первых, не нужно искать детали по отдельности, а во-вторых, они стопроцентно совместимы. Корейский производитель позаботился о предусмотрительных автолюбителях, которые предпочитают менять ролики натяжения, чтобы избежать обрыва нового ремня ГРМ.

Периодичность замены

Даже если работа двигателя не вызывает нареканий, не забывайте о своевременной проверке состояния ремня ГРМ, ведь у него тоже есть предел износа. Узнать эту величину можно из технического паспорта автомобиля, но можно поступить гораздо проще: рекомендуется менять запчасть через каждые 50 тысяч километров пробега. Если вы купили подержанный автомобиль и не знаете, когда последний раз производили замену, осмотрите ремень визуально. Появление микротрещин на корпусе – это первый признак беспокойства.

При этом не паникуйте, ведь микротрещины не означают, что узел оборвется при первой же нагрузке. Внутри у него предусмотрена металлическая основа из тонких прутьев. Это позволяет выдерживать внушительные ударные нагрузки и не рваться продолжительный период времени. На некоторые модели автопроизводители устанавливают ударопрочные ремни с усиленным металлическим кордом. Таким образом, удается продлить срок эксплуатации примерно на 30 %.

Симптомы обрыва

ремень грм порвался

Всем ремень ГРМ хорош, но только в отличие от свистящего ремня генератора , рвется без признаков на то. Как меняется работа двигателя, когда порвало ремешок, понятно – он глохнет, отчего даже на самой скудной панели загорается иконка аккумулятора и масленка, а педаль акселератора не реагирует на реакции. На этом список безопасных симптомов проблемы заканчивается. Да, вам могут посоветовать крутануть двигатель стартером и он точно не запустится. Но позже вы поймете, что это чревато и, к тому же, при отсутствии опыта точно не указывает на то, что ременная передача вышла из строя.

Это интересно:  Характеристики двигателя ЗМЗ-406: лучшее масло, какой ресурс, количество клапанов, мощность, объем, вес

За фактическое отсутствие симптомов обрыва и не любят ремень, заведомо относясь к нему с опаской. Ведь на деле убедиться, что его порвало, можно только вскрыв пластиковый кожух ГРМ или открыв смотровое окно, если таковое предусмотрено конструкцией защиты. Если на минутку призадуматься, то делать это необходимо после каждой внезапной остановки мотора, даже если ее причиной стал сбой в электронике. Как говорится, лучше перебдеть…

Редко, когда обрыву предшествует какой-либо визг и прочие шумы. В этом ключе обычно все проходит безшумно.
обрыв ремня грм последствия

Причины обрыва ремня ГРМ

Причин, побуждающих к обрыву ремня механизма газораспределения, существует несколько, и для их определения необходимо хотя бы немного разбираться в устройстве силового агрегата. Зачастую, с данной проблемой водители сталкиваются после замены ремня либо ремонта механизма газораспределения, который связан с заменой направляющих клапанных втулок.

Существующий предел

У современных ремней ГРМ отличные эксплуатационные характеристики, в том числе, и срок службы. К примеру, в автомобилях иностранного производства он может безупречно отработать до 150 тыс. км пробега. Но всё имеет предел! За такой продолжительный срок он элементарно «истирается» — уменьшается его толщина, снижается способность сохранять требуемое натяжение, утрачиваются другие эксплуатационные характеристики. И поэтому происходит разрыв ремня.

Именно износ остается наиболее распространенной причиной повреждения ремня, поэтому специалисты рекомендуют периодически проверят полотно на износ, а при необходимости производить замену. Заметим, что в российских Lada ремень может проходить гораздо меньше примерно 30-50 тыс. км, но иногда ремень рвется, проехав всего 15000. Поэтому часто звучат жалобы от владельцев «Priora», «Kalina» и других моделей этого завода.

Совет. Если вы приобрели российский автомобиль, да еще с пробегом (пусть и не большим), то лучше будет сразу поменять ремень, чтобы избежать проблем!

Поломка роликов натяжения

Из названия деталей понятно, что ролики предназначаются для обеспечения натяжения ремня ГРМ. Это препятствует его проскальзыванию и соскакиванию с зубьев. Вообще, ролик — это подшипник, имеющий вверху специальный слой.

Как известно, подшипники тоже имеют определенный срок работы. Приближение окончания срока эксплуатации сопровождается характерным шумом. Если своевременно не произвести замену подшипников натяжения, то их «заклинивает», что, в буквальном смысле, за короткое время сотрёт полотно ремня.

ремень в грм
Натяжение ремня ГРМ

Несвоевременная замена

Период эксплуатации современных новых изделий для распределительных механизмов зависит от марки автомобиля и составляет около 150 тысяч километров (на более старых авто этот показатель ниже — около 70 — 100 тыс/км). Если транспортное средство используется в условиях низких температур, ресурс эксплуатации ремня снижается до 60-100 тыс/км. В любом случае специалисты рекомендуют проводить диагностику состояния ремешка ГРМ не реже, чем каждые 15 тыс. км пробега.

Разрушение зубьев

Случается, что обрыва нет, но от сильного износа ломаются зубья, расположенные в месте сцепления с шестернями на валах.

В подобной ситуации тоже ничего положительного нет: разрыва полотна не видно, но машину завести не получается, либо она завелась, но работает неправильно…. А дело в том, что при таких условиях «сбивается» зажигание. И здесь опять-таки следует заменить ремень ГРМ.

«Клин» помпы

Особенно часто помпу «заклинивает» на машинах российских заводов, хотя и на любой иномарке это тоже может случиться.

Возникновение подобной проблемы тоже нередко ведет к разрыву полотна ГРМ и требует оперативного решения. Что, со своей стороны, избавит автовладельца от более серьезных денежных и временных затрат в случае, когда порвался ремень ГРМ и это спровоцировало поломку силового агрегата

Неправильная замена ремня

Ошибки, допущенные при установке ремня ГРМ, приводят к несинхронному отпиранию и закрыванию клапанов, в результате чего мощность двигателя снижается. Причина обычно заключается в слишком слабой или очень высокой натяжке валов. Если замена изделия была выполнена с ошибками, его может разрывать уже через 1-2 тысячи километров пробега.

Характерные признаки неправильной замены:

  • изделие съезжает вбок;
  • появились или стали заметны трещины на его поверхности;
  • раздается необычный звук во время работы двигателя.

Инородные элементы

При попадании инородных элементов в распределительный механизм (это могут быть — грязь, мелкие камешки, моторное масло), возможно заклинивание распредвала или коленвала. Во избежание такой проблемы, необходимо периодически выполнять проверку защитной крышки и креплений.

Качество запчастей

И еще одна частая причина обрыва полотна ГРМ – это некачественные комплектующие. Это очень часто случается, опять-таки с отечественными Lada.

Это интересно:  Ремонт автомобиля: меняем пружины задней подвески самостоятельно

Допустим, после обращения в сервис и замены соответствующих «расходников» вы проехали всего 5 тыс. км, а ремень вдруг порвался.

Некачественная деталь (фальсификат) – провоцирует смерть мотора!

Поэтому постарайтесь покупать комплектующие для ГРМ только в проверенных сервисах и магазинах, а лучше у официальных дилеров производителя, которых сегодня имеется предостаточно. Не разумно экономить на газораспределительном механизме и его комплектующих!

Последствия обрыва ремня ГРМ

Самое страшное в рассматриваемой нами проблеме – это возможные последствия обрыва ремня ГРМ. А они могут быть различными, начиная с необходимости обычно замены ремня ГРМ до капитального ремонта двигателя и восстановления газораспределительного механизма. Здесь много зависит от двух факторов – двигателя, своевременной реакции и везения. Самая сложная ситуация, когда из-за обрыва ремня ГРМ гнутся клапана.

Последствия обрыва ремня ГРМ зависят напрямую от конструкции силового агрегата. По сути, чем проще устроен двигатель, тем выше вероятность того, что при обрыве ничего не повредится. В случае если на двигателе в положении верхней мертвой точки поршень клапана в открытом положении не достает до днища поршня, то можно считать, что это везение – в случае обрыва придется менять только сам ремень. Но не всегда получится отделаться так легко. Нынешние многоклапанные двигатели направлены на повышение мощностных характеристик и они лишены достаточно глубоких выборок под клапанные тарелки. В результате, когда обрывается ремень ГРМ, положение газораспределительных валов останавливается в той точке, что была в момент обрыва. Коленвал, который раскручен маховиком, в силу своего инерционного движения еще вращается и встречается с поршнем. Самое простое, что может произойти вследствие этого, – загиб клапанов. В данном случае необходимо демонтировать головку блока.

Если ремень ГРМ оборвался на холостых оборотах, тогда потребуется, как показывает практика, замена всего пары-тройки клапанов, а если на передаче, тогда уже, скорее всего, всех. Но опытные механики в любом случае рекомендуют полную замену всего комплекта клапанов. Однако могут лопнуть и направляющие втулки, что грозит ремонтом блока цилиндров либо его заменой. Реже, даже от удара головок о поршень, второй разрушается. Бывает и так, что оборванный на высокой скорости ремень способствует загибанию всех шестнадцати клапанов, лопанью втулок и сквозному пробиванию поршней осколками.

В таком случае ремонт силового агрегата будет очень дорогостоящим. Моторная статистика показывает, что некоторые двигатели склонны получать вышеописанные повреждения при обрыве ремня газораспределительного механизма, и в основном это агрегаты от японских производителей. Лидируют здесь DOHC Nissan, Mazda, Toyota, Subaru и прочие. Но наиболее серьезные последствия разрыва ремня механизма газораспределения проявляются у дизельных двигателей. Вследствие своей специфической конструкции, в положении верхней мертвой точки клапаны почти не имеют ход, поэтому происходит разрушение целой цепочки деталей сразу: распределительный вал и его подшипники, толкатели и деформация шатунов. А обрыв на высокой частоте вращения силового агрегата грозит даже капитальным ремонтом блока цилиндров.

 Что делать, чтобы избежать обрыва ремня ГРМ? Серьезной неприятностью для каждого автовладельца является момент обрыва ремня газораспределительного механизма. В данном случае можно сказать с полной уверенностью о том, что придется восстанавливать не один погнутый клапан. В зависимости от того, какими конструктивными особенностями обладает силовой агрегат, их количество может варьироваться, и не факт, что в сторону убывания. Так, в шестнадцати клапанных двигателях случается, что выходит из строя 75% клапанов, то есть целых 12! Продолжать поездку с такой катастрофической неисправностью силового агрегата попросту невозможно.

Еще хуже, когда обрыв ремня газораспределительного механизма влияет на работу поршневой системы. В этом случае гарантирован дорогостоящий ремонт и много потерянного времени на полное восстановление двигателя и работоспособности всего автомобиля в целом. Поэтому ни в коем случае не доводите свой автомобиль до состояния возникновения такой ситуации. А для этого необходимо соблюдать несколько определенных процедур, благодаря которым Вы, как правило, избавите себя от неприятности обрыва ремня механизма газораспределения. Соблюдайте их, и Вы не только избежите колоссальных вложений в ремонт своего автомобиля, но и существенно сэкономите себе время и нервы.

На каких двигателях гнутся клапаны

Если порвалось полотно ГРМ, последствия могут быть разными. Кто-то отделается лёгкой заменой необходимой детали, а кому-то потребуется сложный ремонт.

Сколько можно проехать на лопнувшем ремне

Важно знать! После обрыва ремня газораспределительного механизма не следует предпринимать попыток продолжить движение.

Что делать, если порвался ремень ГРМ

Если встал вопрос о том, что делать, если порвался ремень ГРМ, то:

  • Следует открыть моторный отсек, приподнять или демонтировать защитную крышку механизма.
  • Произвести оценку внешнего вида ремня. Если он порвался, то это обязательно будет видно. В случае, когда обрыв происходит внизу, для его обнаружения нужно прокрутить коленвал на пол оборота. 
  • Далее с помощью буксировки транспортное средство необходимо доставить в гараж или же на СТО. При автоматической коробке передач без эвакуатора не обойтись, так как буксировка в случае с такими автомобилями вовсе не допустима.
Это интересно:  Возможные причины, по которым плохо включается передача автомобиля

Кроме сопутствующих мелочей, потребуется купить:

  • Новый ремень либо ремкомплект ГРМ с обводным и натяжным роликом.
  • Прокладки для коллектора (впускного и выпускного).
  • Крышки клапанов и прокладки для ГБЦ.
  • Набор болтов для крепления.
  • Помпу при подозрении на износ.

Если порвался ремень ГРМ, его замену проще всего делать на подъемнике. Для этого потребуются следующие инструменты:

  • отвертка;
  • набор ключей;
  • установочные штифты для меток ГРМ;
  • специальный инструмент при необходимости.

При демонтаже нужно действовать по следующему плану:

  • Снять кожух, который крепится с помощью болтов.
  • Открутить болты картерной защиты.
  • Снять компрессор, а после извлечения ремня установить на место.
  • Убрать ремень генератора.
  • Снять клемму с аккумулятора, обесточив тем самым контакты.
  • Отвернуть крепеж с двигателя, извлечь генератор, клемму, а также шкив помпы, открутив перед этим болты, которые их держат.
  • Если требуется, снять опору двигателя.
  • Удалить кожух, защищающий ремень ГРМ.

Что делать если порвался во время движения автомобиля

Если полотно ГРМ порвалось во время движения не стоит впадать в панику.

При обрыве двигатель автомобиля перестанет работать или начнёт слишком легко вращаться. Необходимо отъехать на обочину, выставить знак аварийной остановки.

Первые действия при обрыве полотна ГРМ

  • Откройте капот, оцените ситуацию.
  • Если Вы видите порванный ремень, срочно звоните на СТО.
  • Чтобы избежать обрыва детали необходимо своевременно проводить её замену. Машину можно отбуксировать в автосервис или вызвать эвакуатор.

Если так вышло, что запасного ремня у Вас нет, не стоит пытаться его «починить», ничего хорошего из этого не получится. На некоторых двигателях при наличии опыта можно заменить ремень на месте, имея под рукой запасной комплект. Но мы рекомендуем обращаться в сервис.

Стоимость замены ремня завит от модели автомобиля и даты его выпуска. Примерный ценовой диапазон от тысячи до десяти тысяч рублей. Чтобы не пришлось тратить лишние деньги и своё время проводите своевременную замену и плановый осмотр ремней ГРМ.

Чтобы автомобиль не пришлось ремонтировать, необходимо соблюдать ряд правил:

  • Изучите инструкцию эксплуатации и следуйте ей.
  • Периодически проверяйте исправность ГРМ.
  • Купите запасную деталь и всегда возите с собой.
  • Запишите телефон СТО.

Профилактика разрыва полотна

Вы наверняка оградите себя от серьёзных последствий из-за разрыва полотна ГРМ, если периодически будете осуществлять его замену, отъездив с ним приблизительно 60 тыс. км. При это целесообразно брать оригинальные комплектующие и не ждать, пока полотно само порвется.

Кроме того, стоит регулярно контролировать и уровень натяжения полотна, а также состояние водяного насоса и роликов. Натяжение должно быть равномерным, на его отдельных участках должны отсутствовать провисания.

Кроме того, следует внимательно следить:

  • за аварийной лампочкой, которая показывает уровень масляного давления;
  • за состоянием сальников клапанов (если они износились и масло просачивается на полотно, то оно в короткое время выходит из строя, а явным признаком протечек становятся пятнышки масла на асфальте под машиной либо на двигателе).

Постарайтесь избегать запуска двигателя с «толкача», поскольку такие рывки провоцируют более скоры разрыв полотна ГРМ.

Но даже, соблюдая эти рекомендации, автовладелец не может иметь полной уверенности, что полотно вдруг не порвется. И потому полезно всегда иметь необходимые инструменты и запасное полотно ГРМ, чтобы в случае его обрыва оперативно произвести его замену.

Мы коротко рассказали, что делать, если порвался ремень ГРМ, но главное, как этого не допустить.

Стоимость работ

Если порвался ремень ГРМ (2112 в том числе) без загиба клапанов, стоимость его замены будет составлять порядка 500 рублей. Но при наличии определенных навыков это можно сделать и своими руками. Таким образом, бюджет поломки составит не более тысячи рублей.

Вместе с этим рекомендуется проверить состояние крыльчатки помпы и натяжного ролика – они должны вращаться ровно, без звуков и люфта. В случае если произошел клин и требуется замена клапанов и ремонт блока цилиндров, стоимость работ может достигать 40-50 тысяч рублей. Если это старая иномарка, проще установить контрактный двигатель с разборки – в некоторых случаях это реально дешевле ремонта старого. Ну а чтобы не допустить такой ситуации, следите за натяжкой элемента и его внешним состоянием, а самое главное – соблюдайте периодичность замены в 60-80 тысяч километров. Даже если после этого срока ремень не представляет собой опасности (без деформаций и посторонних звуков), не будет лишним перестраховаться, установив новый элемент на его место.

Источники

  • https://autostrong-m.by/post/obriv-remnya-grm-prichini-i-posledstviya
  • https://tolkavto.ru/remont-i-obsluzhivanie/dvigatel/posledstviya-obryva-remnya-grm.html
  • https://rad-star.ru/pressroom/articles/obryv-novogo-remnya-GRM/
  • https://autobann.su/porvalo-remen-grm.html
  • https://kodobd.top/remen-grm-porvalsya/
  • https://grmexpert.ru/o-grm/lopnul-remen-grm-chto-delat-prichiny-priznaki/
  • https://rad-star.ru/pressroom/articles/chto-delat-esli-porvalsya-remen-grm/
  • https://FB.ru/article/277704/porvalsya-remen-grm-posledstviya-i-chto-delat-dalshe

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector