Машина должна была быть современной, надежной, просторной, с большим объемом багажа, быстрой, безопасной, экономичной и, что самое главное, доступной по цене всего в 4000 долларов. В 2002 году годовой был равен 120 000 рублей, почти столько же, сколько цена нового ВАЗ 2107.
Первоначальное название новой модели было «Фарватер / самый быстрый участок устья реки /». Первоначальный индекс модели — ВАЗ-2151 при погрузке машины на конвейер пришлось изменить на 2170 для варианта седан и 2171 для варианта универсал. К сожалению, массового производства не было, а идея и машина были более чем хороши для своего времени.
Автомобиль был впервые представлен на Московском автосалоне 2002 года и произвел настоящий фурор как среди журналистов, так и среди обычных посетителей выставки, да и АвтоВАЗ не привык радовать широкую публику новыми моделями.
В машине можно заметить некоторые особенности ВАЗ 2104 / универсал /, есть что-то от Лады Калины, приготовленной для производства в то время, а также легкие заимствования от нового Ford Fusion. В целом она имела вполне приемлемый и современный для того периода дизайн, но для достижения необходимого уровня цен технически модель не предлагала ничего принципиально нового. Тот же тип заднего привода, что и у жёсткой задней металлической оси Lada.
По задумке создателей, в базовой версии вместо старых стоек должен был быть электроусилитель руля и передняя подвеска со стойками Макферсон. Таким образом, стремились к повышению экономичности, более эффективному ускорению и недостижимой максимальной скорости 165 км / ч для классических Жигулей-Комбайн.
Машина имела совершенно новое купе с гораздо меньшим аэродинамическим сопротивлением и измененной компоновкой, а также новый интерьер кабины. По размерам симодель была намного больше классической и в частности даже фургона. Колесная база увеличена почти на 200 мм, колея и ширина — почти на 60 мм, объем багажника превысил 500 литров, тогда как у универсала ВАЗ 2104 (http://www.vazbook.ru/05/2104) — всего 375 литров.
За счет увеличенного заднего свеса запаску удачно поместили под пол вне зависимости от заднего привода / в классике 2101 и 2104 было боком в багажнике.
Почему использовали старую схему заднего привода, если на АвтоВАЗе уже развернут современный передний привод? Причина была чисто производственная — все конвейеры, на которых двигались модели ВАЗ с передним приводом, были полностью загружены, а у заднеприводных моделей упало, а конвейеры остались ненагруженными. А поскольку стояла задача сделать машину по минимально низкой цене, так что уровень в 4000 долларов на рынке, было совершенно нецелесообразно модифицировать производство, так как это, несомненно, увеличило бы цену конечного продукта.
С незапамятных времен неоклассика могла быть очень хорошей заменой классике. Люди оценят невысокую цену, большой багажный отсек и просторный салон.
К сожалению, в серийное производство машина не пойдет. Причина — у самого завода было достаточно денег, чтобы поставить его на конвейер, даже малейшие изменения по сравнению с универсалом были для компании невозможны в нынешние экономически тяжелые времена.
И если вы ищете привлекательность для иностранных инвестиций, необходимо было разработать новую модель с нуля, а не использовать старые технологии и устаревшие производственные линии. Потому что производство новой модели на старом промышленном оборудовании подразумевает проблемы с качеством, а покупатели, уже попробовавшие иномарки старых марок, вряд ли бросились покупать аналогичный автомобиль, пусть и новый. В общем, как всегда, все строится на деньгах и сейчас, к сожалению, эту хорошую модель АвтоВАЗа можно увидеть и посмотреть в заводском музее компании.